Звери и птицы в еврейских средневековых рукописях: миниатюры, маргиналии, микрография


Мини-курс Дильшам Харман состоит из двух лекций, которые пройдут 10 мая (четверг) и 15 мая (вторник) в 19-00 по московскому времени.
Чтобы прослушать курс, необходимо заполнить анкету.

Курс  посвящен различным аспектам изображения животных  в средневековых еврейских манускриптах XIV - XV вв. - от забавных существ и гибридов на полях рукописей до сложных богословских и политических символов и зверо- и птицеголовых людей. Мы узнаем, что в них можно объяснить уже существовашей в христианском искусстве иконографией зверей и птиц и текстами бестиариев, распространенных в Средние века, а что появилось в результате влияния еврейской культурной традиции. Поняв, как изображается животный мир в средневековом еврейском искусстве, мы приблизимся и к пониманию того, как ашкенази и сефарды определяли себя в истории и понимали свои отношения с Богом и соседями-христианами.

харман.jpg

Содержание курса:
Лекция 1. Христианская традиция изображения зверей и птиц в рукописях. Еврейская традиция - мидраши и басни. Реальные и фантастические животные. Знаки зодиака. Политическая ситуация и животный символизм.
Лекция 2. Гибриды и монстры в христианском и еврейском средневековом искусстве. Проблема зверо- и птицеголовых в еврейской миниатюре. Апокалиптические животные Левиафан и Бегемот.

О преподавателе: Дильшат Харман - кандидат искусствоведения, специалист по европейскому искусству Средних веков и Нового времени. В 1998 – 99 гг. училась во Французском университетском коллеже при МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2000-2003 гг. — в Институте св.Фомы в Москве (религиоведение). С 2004 по 2013 гг. преподавала в Институте св.Фомы («Христианская археология», «Эстетические проблемы в религиоведении»). Автор и редактор многочисленных электронных изданий и курсов вебинаров, один из которых можно посмотреть здесь

Список литературы:

1. Ameisenowa Z. Animal-headed Gods, Evangelists, Saints and Righteous Men // Journal of the Warbutg and Courtauld Institutes, 12 (1949), pp. 21 - 45.
2. Epstein M.M. Dreams of Subversion in Medieval Jewish Art and Literature. University Park: Penn State Press, 1997
3. Epstein M.M. Jewish Visuality: Myths of Aniconism and Realities of Creativity // Conversations - The Journal of the Institute for Jewish Ideas and Ideals, 9 (2011), pp. 43 - 51.
4. Epstein M.M. The Elephant and the Law: Adoption and Adaptation of a Medieval Christian Motif in the Art of the Jewish Minority // The Art Bulletin,  76:3 (1994), pp. 465-478.
5. Gutmann J. Leviathan, Behemoth and Ziz: Jewish Messianic Symbols in Art // Hebrew Union College Annual, 39 (1968), pp.219 - 230.
6. Shacham-Rosby C. Elijah the Prophet: The Guard Dog of Israel // Jewish History, 30 (2016), pp.165-182.
7. Shalev-Eyni S. The Mahzor as a Cosmological Calendar: the Zodiac Signs in Medieval Ashkenazi Context // Ars Judaica, 2014, pp. 7 - 26.