Объявления


10.10.2009

Анонс Зимней школы по иудаике 2010 года.

Уважаемые коллеги!
Мы рады сообщить, что 28 января-2 февраля 2010г. состоится Московская зимняя школа по иудаике.
Школа организована Центром “Сэфер” и Центром Чейза по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме при поддержке Благотворительного Фонда Ави Хай и Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»).
К участию в Зимней школе приглашаются студенты, аспиранты и молодые преподаватели (до 35 лет включительно), в сферу научных интересов которых входят еврейская история в древности и средневековье, новое и новейшее время, история современного Израиля,  язык, культура и литература евреев Восточной Европы.
Программа Школы будет состоять из миникурсов (по 3 лекции в каждом, каждый участник сможет прослушать по 3 миникурса), пленарных лекций (А. Ковельман, И. Дворкин, В. Чернин), факультативных занятий (бейт-мидраш ««Голос друга моего стучится». Поиски взаимопонимания в Танахе и в еврейских классических текстах» Илья Дворкин) и культурной программы.
Организаторы берут на себя оплату проживания, питания и обучения участников Школы. Все участники Школы обеспечиваются кошерным питанием.
Оплата проезда до Москвы производится за счет участников (или за счет самостоятельно полученной ими благотворительной помощи региональных отделений «Джойнта», «Сохнута» или других организаций). Организаторы обеспечивают трансфер до места проведения школы в Подмосковье.
Заявки на участие в Зимних школах (анкеты прилагаются) принимаются до 15 декабря 2009г. по адресу students@sefer.ru.
Требуйте подтверждения получения Вашей заявки.
Сообщения о результатах конкурсного отбора на Зимние школы будут разосланы до 25 декабря 2009г.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
С уважением, Анна Шаевич, координатор студенческих программ Центра «Сэфер»,
Ирина Копченова, ассистент координатора студенческих программ Центра «Сэфер»

МОСКОВСКАЯ ЗИМНЯЯ ШКОЛА (28 января-2 февраля 2010г.)
(необходимо выбрать в каждой паре по 2 курса в порядке приоритета) Более подробная информация о каждом курсе, включая библиографию и силлабус, размещена под аннотациями преподавателей на нашем сайте www.sefer.ru


Тематический поток/аудитории

1-я пара

2-я пара

3-я пара

 

Еврейская история в древности и в раннее средневековье

 

Дмитрий Браткин
Евреи и иудаизм в эллинистическом и римском обществе
(этническое и религиозное меньшинство в меняющемся мире)

 

Светлана Бабкина
Экзегеза в текстах
Кумрана

 

Любовь Чернина
Евреи на закате Римской империи

 

Еврейская история в эпоху Нового и Новейшего времени

 

Максим Заверяев
Традиционное еврейское образование в ВЕ в раннее новое время

 

 

Семен Гольдин
Евреи среди национальных меньшинств Восточной Европы в 19 -20 веках

 

Геннадий Костырченко
Советское еврейство и
власть. Историко-политологический обзор

 

 

Язык, культура, литература евреев
Восточной Европы

 

Семен Парижский
Многоязычие в традиционных еврейских песнопениях Восточной Европы

 

 

Сирил Асланов
Языковая гибридизация в идише

 

Ася Вайсман
Круг чтения русско-еврейской «интеллигенции» во второй половине XIX века

 

Современный Израиль

 

Йосси Тавор
Современная израильская культура

 

 

Марк Левин/Надежда Шилова
Экономика ксенофобии

 

Аркан Карив
История израильского юмора (1948-2008 гг.)

Еврейская история в древности и в раннее средневековье

Дмитрий Браткин  Евреи и иудаизм в эллинистическом и римском обществе (этническое и религиозное меньшинство в меняющемся мире)
Введение. Предмет, метод и аксиология исследования.
Лекция 1. Новые условия и новые вызовы: от Александра Македонского до восстания Маккавеев.
Лекция 2. Приобретения и утраты, постоянство и перемены: от Маккавеев до Бар-Кохбы.
Лекция 3. На пути к средневековью: от Бар-Кохбы до Юстиниана.
Силлабус Д. Браткин

Светлана Бабкина Экзегеза в текстах Кумрана
Курс представляет собой обзор толкований библейского текста, представленных в корпусе кумранских рукописей. На первом занятии мы познакомимся с общими принципами комментирования, сложившимися внутри древнееврейской традиции, разберем примеры, так называемой внутрибиблейской экзегезы, примеры толкований, сохранившихся от рубежа эр. На втором и третьем занятиях, мы проанализируем различные экзегетические приемы,  в изобилии представленные в текстах Кумрана,  начиная с таких,  как иное деление текста и незначительные замены и вставки, до того, что получило название пешер и апокриф.
Требования к слушателям: знакомство с книгой И. Амусина «Кумранская община», которую можно найти тут:  http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Amusin2, желательно  знакомство с ивритом на уровне умения разбирать библейский текст со словарем.
Силлабус С. Бабкиной

Любовь Чернина  Евреи на закате Римской империи
Темой мини-курса является положение евреев в условиях распространения христианства как главенствующей религии империи. Мы рассмотрим юридический статус евреев в обществе, теоретические рассуждения Отцов Церкви об иудеях, а также некоторые примеры иудео-христианского взаимодействия, относящиеся к IV-V вв.
Силлабус Л. Черниной

Еврейская история в эпоху Нового и Новейшего времени

Максим Заверяев Традиционное еврейское образование в ВЕ в раннее новое время
Основная задача курса познакомить студентов с системой образования, которая сложилась в еврейских общинах Восточной Европы в XVI – первой половине XIX вв. Образовательные институты были средством, через которое происходило воспроизведение самого традиционного общества, поддержание традиции. Благодаря этому обстоятельству такие образовательные институты, как хедер, иешива и добровольные братства, всегда были в центре социальной жизни общины. Не будет преувеличением сказать, история традиционного еврейского образования - это история социальной жизни еврейского народа. Реформы в области еврейского образования зачастую были явными свидетельствами того, как меняется еврейская община, приспосабливаясь к новым историческим обстоятельствам.
Силлабус М. Заверяева

Семен Гольдин Евреи среди национальных меньшинств Восточной Европы в 19 -20 веках
Курс описывает историю евреев Восточной Европы в эпоху национальных конфликтов 19 -20 веков как историю одного из национальных меньшинств региона. В лекциях курса будет прослежена взаимосвязь еврейской и нееврейской истории Восточной Европы в новое и новейшее время.
Силлабус С. Гольдина

Геннадий Костырченко Советское еврейство и власть. Историко-политологический обзор
Историко-политологический обзор по теме " Советское еврейство и власть " -это попытка дать объективную целостную картину исполненной разительных метаморфоз, глубоких противоречий и драматизма динамики  взаимоотношений, складывавшихся в ХХ веке между  политическим режимом в СССР и еврейским нацменьшинством. Ключевой момент этой динамики состоял в том, что первоначально "классово близкая" еврейская интеллектуально-творческая элита была максимально востребована коммунистическими правителями России, а потом стала вызывать у них все большее подозрение и неприятие, превратившись, в конце концов, в объект различных утеснений и политического преследования. Осмысливая этот процесс, важно было без гнева и пристрастия исследовать данный исторический парадокс. Обзор основан на научном анализе всего комплекса источников, как давно известных, так и вновь рассекреченных, кроме того, были использованы последние достижения современной отечественной и мировой историографии по данной проблематике.
Силлабус Г. Костырченко

Язык, культура, литература евреев  Восточной Европы

Семен Парижский Многоязычие в традиционных еврейских песнопениях Восточной Европы
Почему священные еврейские песнопения часто исполняются на русском, украинском, венгерском и других языках? Как в текстах этих песен языки В. Европы взаимодействуют с ивритом как сакральным языком?  Как в одной песне сливаются несколько языковых и музыкальных традиций? Как процессы сакрализации и де-сакрализации в сфере языка и музыки осмысляются в восточно-европейском хасидизме (Калив-Nagykallo, Хабад и др.)? Мини-курс предполагает изучение и анализ текстов, прослушивание музыкальных записей и просмотр видео.
Силлабус С. Парижского

Сирил Асланов Языковая гибридизация в идише
В рамках этого семинара я бы хотел анализировать с диахронической точки зрения процессы языковой гибридизации, которые привели к созданию идиша (начиная с первичной койнеизации языка в Средние века, на основе разных средневерхненемецких диалектов). Однако создание нового немецкого диалекта (или, пожалуй, нового германского языка) не объясняет всецело процесс кристаллизации идиша. Необходимо также иметь в виду, каким образом система языка интегрировала огромное количество гебраизмов, значительная часть которых порождает структурные, а не просто лексикологические задачи. Так как кристаллизация идиша, по всей вероятности, произошла в славянских странах, вопрос славянизации идиша также относится к самым ранним этапам развития языка.
Этот вопрос также стоит обсудить и как конститутивный ингредиент в составе нового синтеза, которым является восточный идиш.  Интересно было бы также проследить, каким образом уже давно сформировавшийся идиш страдает от различных внешних влияний: в пределах гегемонных империй либо в контексте эмиграции в Европу, Америку или Израиль.
Силлабус С. Асланова

Ася Вайсман Круг чтения русско-еврейской «интеллигенции» во второй половине XIX века
Три встречи будут посвящены тому, что и как читали российские евреи во второй половине XIX века. Мы поговорим о культуре чтения и языках, на которых читали. Затронем следующие вопросы: чтение мужское, женское и семейное. Книги престижные, полузапретные и запретные. Любовь и книги. Над чем плакали, что цитировали, что скрывали. И еще – почему в названии курса слово «интеллигенция» написано в  кавычках.
Обо всем этом существуют прямые и косвенные свидетельства – художественная литература, мемуары, автобиографические произведения. Однако не всегда мы можем доверять подобной информации. Иногда имена любимых авторов случайно или специально утаиваются, а знакомство с творчеством других авторов, напротив, настойчиво подчеркивается. Сопоставляя источники, мы можем воссоздать картину круга чтения русских евреев.
Силлабус А. Вайсман

Современный Израиль

Йосси Тавор (координатор творческих программ израильских культурных центров в СНГ, Первый секретарь посольства г-ва Израиль) Современная израильская культура
В нашем курсе мы рассмотрим израильскую культуру так, как ее видят творческие личности. Культура как зеркало общества. Курс составлен на основе телевизионной серии «Заметки об израильской культуре», которая  неоднократно демонстрировалась по израильскому телевидению (Й. Тавор - главный консультант этой серии передач).
Силлабус Й. Тавора

Марк Левин/Надежда Шилова Экономика ксенофобии
Ксенофобия, будучи «личной» характеристикой, подчас превращается в важнейшее общественное явление и начинает играть существенную роль в бизнесе, семье и политике, вплоть до международных отношений. Логика ксенофоба «субъективно рациональна» и кажется ему очевидной, однако, будучи основана на неверных когнитивных схемах и априорных моделях, может стать причиной принятия неверных экономических решений. В курсе будут обсуждаться причины возникновения ксенофобии и последствия ее распространения, а также факторы, способствующие ее усилению или ослаблению.
Силлабус М. Левина и Н. Шиловой

Аркан Карив История израильского юмора (1948-2008 гг.)
Юмор - понятие одновременно универсальное и национальное. По тому, как и по каким поводам шутила та или иная нация на каждом этапе своей истории, можно многое понять и почувствовать. Исторический юмор, кроме того, что он много оставляет в памяти и языке следующего поколения, может, к тому же, дать ощущение того самого, так всеми востребованного "духа эпохи". Настоящему юмору трудно не посочувствовать. Произведения Ильфа и Петрова оставались в хитах десятилетиями; Марка Твена мы любим до сих пор.
На нашем курсе я хочу предложить панораму израильского юмора с 1948 года и до наших дней, стараясь задерживаться на самом лучшем. Предполагаю, что чем ближе мы будем подходить к нашему времени, тем слушателям будет смешнее и поучительнее. 

Анкета участника – 2010 СКАЧАТЬ
(пожалуйста, заполните все пункты анкеты)

Фамилия Имя Отчество

Год, месяц, день  рождения

Домашний адрес с индексом (для граждан СНГ  – обязательно в соответствии с общегражданским паспортом)

Паспорт (внутренний) серия                      номер                         выдан          когда                 кем

ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика)

Пенсионное страховое свидетельство

Контактные телефоны (с кодом населенного пункта)

Электронная почта

Место учебы /Факультет (специальность)/Курс или год аспирантуры

Сфера научных интересов

Публикации (если есть)

В каких мероприятиях центра “Сэфер” за 2004-2009 гг . Вы принимали участие (нужное выделить жирным или отметить галочкой):


2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008

2009

Зимняя школа

Зимняя школа

Зимняя школа

Зимняя школа

Зимняя школа в Москве

Зимняя школа в Москве

9 Конференция

10 Конференция

11 Конференция

12 Конференция

13 Конференция

14
Конференция

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Крым

Канев

Днепропетровск

Житомир

Казань

Румыния

Самарканд

Крым

Одесса

Черновцы

Ужгород

Ивано-Франковск

Харьков

Баку

Балта

Могилев-Подольский

Бершадь

 

Проскуров

Харьков

Львов

Белоруссия

Молдавия

Ростов

Тамань

Вильнюс

Санкт-Петербург

Тамань

Польша

 

«Школа на колесах»

Тульчин

 

Польша

Зимняя школа в Невеле

 

 

 

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

 

Знание языков

Англ.

Иврит

Арамейск.

Арабск.

Идиш

Греческ.

а) начальный уровень

 

 

 

 

 

 

б) со словарем

 

 

 

 

 

 

в) владею свободно

 

 

 

 

 

 

 

На Московской зимней школе я хотел/а бы прослушать курсы (укажите фамилию преподавателя и названия курсов в порядке предпочтения внутри каждой учебной пары):
1-я пара:   1 приоритет
2 приоритет
2-я пара:   1 приоритет
2 приоритет
3-я пара:   1 приоритет
2 приоритет

Относятся ли выбранные Вами курсы  к сфере Ваших научных интересов?
1)Если ответ «да», то напишите об этом подробнее.
2)Если ответ «нет», то объясните причину выбора этих курсов

Какие книги, статьи Вы читали по теме выбранных Вами курсов (просим указывать имя автора и название книг/статей)?

Принимаете ли Вы на себя обязательство прочесть всю доступную Вам рекомендованную преподавателями зимней школы литературу, чтобы подготовиться заранее к лекциям на школе (вся литература по темам курсов дана на сайте в разделе силлабусов)?

Ваши предложения по организации работы школ по иудаике

Программа Зимней школы по иудаике здесь

Возврат к списку