Объявления


03.11.2010

Спецкурс "Арабо-израильские отношения в современном израильском кинематографе" в Казанском государственном университете

Спецкурс "Арабо-израильские отношения в современном израильском кинематографе" был проведен 27 - 29 октября 2010 года в Казанском (Приволжскогом) федеральном университете преподавателем Центра библеистики и иудаики Российского государственного гуманитарного университета Светланой Пахомовой.

Организатором спецкурса выступил Центр евразийских и международных исследований КФУ (руководитель – Б.М.Ягудин) при поддержке московского Центра «Сэфер». Всего было прочитано 6 лекций, слушателями которых стали студенты исторического и философского факультетов КФУ, Казанского государственного университета культуры и искусств, Российского исламского университета и учащиеся Казанской еврейской гимназии №12, а также члены Казанской еврейской общины.

Центральной темой израильского киноискусства является арабо-израильский конфликт. Израильские фильмы последних двух десятилетий стремятся к отражению не героико-патриотических сюжетов, а к поиску места простого человека (будь то израильский солдат или палестинец) в этом бесконечно продолжающемся арабо-израильском противостоянии. В израильских кинолентах последнего десятилетия (фильмы «Визит оркестра», «Лимонное дерево», «Незнакомцы», «Во имя моего отца», «Труба в долине»), в которых демонстрируются пути соприкосновения между арабами и израильтянами, режиссеры стараются "нащупать" тонкую нить диалога на равных, что не всегда удается, но сама попытка заслуживает уважения и одобрения.

Израильский кинематограф XXI века не стремится к идеализации израильской армии или к «приукрашиванию» той политической реальности, которая происходит на Ближнем Востоке. Израильское кино является способом трансляции взглядов и чувств противоположной стороны – арабов. Сегодняшний израильский кинематограф практически невозможно представить без таких узловых тем, как террор на экране, израильский блок-пост на палестинских территориях как способ географического и психологического ощущения границ, «ливанского синдрома» (что находит отражение в фильмах «Дисторшн», «Пузырь», «Камни», «Застывшие дни», «Рай – сейчас», «Мисс Энтеббе», «Божественное вмешательство», «Благословенное время», «Близко от дома», «Цирк Палестина», «Лимонное дерево», «Труба в долине», «Аджами», «Жажда», «Пузырь», «Аванти Пополо», «Сирийская невеста», «Рай-сейчас», «За стенами», «Сделано в Израиле», «Ливан», «Вальс с Баширом», «Финал кубка», «Бофор»).

Помимо собственно арабо-израильском проблематики, израильское кино раскрывает мир ортодоксального религиозного еврейства, за которой скрывается как реальная, так и мнимая праведность (это демонстрируют картины «Благословенное время», «Династия Шварц», «Камни», «Ушпизин», «Во имя моего отца», «С широко раскрытыми глазами», «Кадош», «Трагедии Нины», «Секреты», «Летний отпуск», «Приди, увидь и стань»). Этот мир в силу своей закрытости часто неизвестен или просто непонятен светскому обществу, и израильское кино приподнимает завесу жизни ортодоксальных евреев.

Мы благодарим Казанский (Приволжский) государственный университет и лично Раиса Суклейманова за подробную информацию о спецкурсе и предоставленные фотографии.

Оригинальный текст на сайте К(П)ГУ - здесь

Фотографии с мероприятия можно посмотреть здесь.

Возврат к списку