Наши новости

18.11.2011

31 января - 3 февраля 2012 г. состоится Московская зимняя школа по иудаике

Уважаемые коллеги!

Мы рады сообщить, что 31 января - 3 февраля 2012 г. состоится  Московская зимняя школа по иудаике

Школа организована Центром “Сэфер” и Центром Чейcа по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме при поддержке Благотворительного Фонда Ави Хай, Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), Израильского культурного Центра в Москве.

К участию в Зимней школе приглашаются студенты, аспиранты и молодые преподаватели (до 35 лет включительно), в сферу научных интересов которых входят изучение еврейской философии, сефардской общины, израилеведения и Холокоста. Обращаем ваше внимание на то, что поток по истории и культуре сефардских евреев является подготовительным к планируемой Центром “Сэфер” полевой школе в сефардском регионе, а поток, посвященный еврейской мысли, станет прекрасным вступлением к семинару по изучению хасидизма в местах его распространения на Украине летом 2012.

Программа Школы будет состоять из миникурсов (по 3 лекции в каждом, каждый участник сможет прослушать по 3 миникурса), пленарных лекций, факультативных занятий, мастер-классов и культурной программы.

Организаторы берут на себя оплату проживания, питания и обучения участников Школы. Оплата проезда до места проведения школы производится за счет участников (или за счет самостоятельно полученной ими благотворительной помощи региональных отделений «Джойнта», «Сохнута» или других организаций).

Заявки на участие в Зимней школе (анкета прилагается) принимаются до 15 декабря 2011 по адресу students@sefer.ru Просьба присылать нам только заполненную анкету, а не всё информационное письмо. Требуйте подтверждения получения Вашей заявки.

Сообщения о результатах конкурсного отбора на Зимнюю школу будут разосланы до    20 декабря 2011 г.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

С уважением, Анна Шаевич, координатор студенческих программ Центра «Сэфер»,   

Ирина Копченова, ассистент координатора студенческих программ Центра «Сэфер»

 

МОСКОВСКАЯ ЗИМНЯЯ ШКОЛА (31 января-3 февраля 2012 г.)

(необходимо выбрать в каждой паре по 2 курса в порядке приоритета) Более подробная информация о каждом курсе, включая библиографию и силлабус, размещена под аннотациями преподавателей на нашем сайте www.sefer.ru

поток

1 пара

2 пара

3 пара

 

Холокост: история и историческая память

 

Сергей Степанищев

 

Разум и вера после Катастрофы: обзор основных подходов

 

 

Сирил Асланов

 

Убитые в Холокосте языки: идиш, еврейско-испанский и др

 

 

 

Аркадий Зельцер

 

Взгляд советской еврейской интеллигенции на судьбы евреев в годы Второй миро вой войны

 

 

Пролегомены к хасидизму

 

 

 

Илья Дворкин

 

Язык средневековой еврейской философии и его отражение в еврейской литературе Нового Времени

 

 

Ури Гершович

 

Комментаторские и интерпретационные подходы к Писанию в еврейской средневековой культуре

 

 

 

Михаэль Шнейдер

 

 

От каббалы к хасидизму

 

 

 

Еврейские общины: сефарды

 

 

 

Семен Парижский

 

Творчество Йехуды ал-Харизи (Испания, XII в.- Сирия XIII
 в.) как
перекресток культур

 

 

Максим Гаммал

 

Еврейская традиционная община: единство в многообразии

 

Галина Зеленина

 

Сефарды и власть

 

Израиль: диалог культур – диалог внутри культур

 

 

 

 

Александр Львов

 

Русские иудействующие в истории государства Израиль

 

 

 

Михаил Пелливерт

 

Глобализация, мультикультурализм, постсионизм: вызовы XXI века.

 

 

Зеэв Ханин

 

Современная израильская диаспора: общественная полемика и социально-культурный портрет

 

Холокост: история и историческая память

 

Сергей Степанищев  Разум и вера после Катастрофы: обзор основных подходов

Курс посвящен общему рассмотрению ситуации, образовавшейся в западном мире после 1945 года, после того, как человечество узнало о существовании газовых камер. Европейская интеллектуальная элита оказалась вынуждена мучительно переосмыслять все основания своей цивилизации, в которой оказалось возможным такое – философию, религию, науку, искусство.

Я собираюсь вспомнить основных авторов, писавших о философии после Холокоста, а также обратить внимание на новые интерпретации.

Силлабус С. Степанищева

 

Сирил Асланов Убитые в Холокосте языки: идиш, еврейско-испанский и др

Этот семинар предлагает поразмышлять о роковых последствиях Холокоста на примере традиционных еврейских языков в европейском пространстве (идиш,  еврейско–испанский, еврейско-итальянские диалекты, западный идиш, шуадит, т.е. еврейско–провансальский). Помимо непоправимого удара, от которого пострадали эти языки, можно так же обнаружить, как идиш и еврейско–испанский стали скорее символами исчезнувшей цивилизации, чем живыми способами коммуникации. Идиш выполняет чуть ли не сакральную функцию в памяти общества о гибели восточноевропейского еврейства. Еврейско–испанский, особенно сохранившийся в песнях сефардского романсеро, воспринимается как последний отголосок  уничтоженного в лагерях греческого и югославского еврейства. Еврейско–италянский, упомянутый в Периодической системе Примо Леви, также считается чем-то вроде потерянного вследствие депортации многих итальянских евреев в 1943–1944 г. в Освенцим наследия.

Мы постараемся рассмотреть это расстояние между естественным продолжением этих языков и их превращением в объект исторической памяти или национальной скорби. Это расстояние является диалектическим различием между денотативной и коннотативной функциями этих исчезнувших или почти исчезнувших языков.

Силлабус С. Асланова

 

Аркадий Зельцер Взгляд советской еврейской интеллигенции на судьбы евреев в годы Второй мировой войны

Семинар предполагает рассмотреть, как советская еврейская этнически ориентированная интеллигенция пыталась ответить на вопросы, которые возникли накануне и в годы Великой отечественной войны, особенно с осознанием размеров Холокоста. Эта интеллигенция выработала свои собственные подходы, и в пределах, дозволенных советской системой, сформировала собственные мифологемы еврейского героического, а также нашла способы отобразить массовую гибель евреев в Холокосте. Это касалось как тех, кто писал на русском языке, так, в особенности, тех, кто писал на идиш (статьи Фефера, Бергельсона, Маркиша и др. в «Эйникайт»). Их публицистика, в большой мере, очерчивала границы дозволенного для советских евреев, и в то же время отвечала потребности противостоять антисемитизму нацистов и растущему антисемитизму в советском тылу. В рамках курса будут рассмотрены вопросы насколько  советская пресса на русском и на идиш отображала Холокост и как еврейская интеллигенция пыталась сформировать еврейский героический дискурс и придать этнические черты еврею-герою.

Таким образом, курс ставит целью обсудить ряд вопросов, связанных с пониманием советской еврейской интеллигенцией своих этнических задач в годы войны, в том числе в его рамках будет сделана попытка ответить на вопрос, противостояли ли евреи нацистам только как советские граждане или у них был в отношении нацистов свой особый счет. Все это планируется обсудить на фоне анализа изменений советской идеологии в предвоенные и военные годы.          

Силлабус А. Зельцера

 

Пролегомены к хасидизму

 

Илья Дворкин От средних веков к Новому Времени. Формирование философского язык еврейской мысли

Интеллектуальная лексика еврейской традиционной литературы Нового Времени начала формироваться в глубокой древности и впитала в себя как внутриеврейские языковые пласты, так и заимствования из философии сопредельных народов – древних греков, мусульман, европейцев. Многие понятия разных времен приобрели новый смысл, но без изучения их истории трудно понять смысл рассуждений, как у хасидов, так и у их оппонентов. Настоящий курс посвящен истории формирования основных смыслов философских понятий раввинской литературы Нового Времени.

Для участия в миникурсе требуется общая философская эрудиция и минимальный уровень владения ивритом.

Силлабус И. Дворкина

 

Ури Гершович  Комментаторские и интерпретационные подходы к Писанию в еврейской средневековой культуре

В рамках мини-курса будут рассмотрены ключевые моменты развития еврейской библейской экзегезы Средневековья, сформулированы основания различных подходов к Писанию в сравнении с подходом мудрецов Талмуда, а также описаны пути взаимодействия между ними. Предполагается иллюстрация подходов некоторых наиболее влиятельных авторов с помощью фрагментов их комментариев. В связи с этим, чтение и анализ текстов будет важной составляющей занятий (тексты будут предложены в формате билингвы: иврит – русский; но желательно владение ивритом).

Силлабус У. Гершовича

 

Михаэль Шнейдер От каббалы к хасидизму

Вопрос о соотношении каббалы и хасидизма издавна вызывает споры исследователей. Следует ли рассматривать хасидизм как новое направление в каббале, как ее новую интерпретацию, или, быть может, как ее популяризированную / вульгаризированную  форму? Или, быть может, суть хасидизма никак не связана с каббалой? И еще, если связь все-таки есть, какие именно концепции и направления каббалы подготовили возникновение хасидизма? Мы попытаемся подойти к этим вопросам, рассматривая три взаимосвязанные темы: превращение каббалы из учения о высших мирах в учение о человеческой душе, мистическое единение с Богом, одухотворение материи (служение Богу с помощью материи).

Силлабус М. Шнейдера

 

Еврейские общины: сефарды

 

Семен Парижский Творчество Йехуды ал-Харизи (Испания, XII в.- Сирия XIII  в.) как перекресток культур

Странствующий поэт, переводчик и ученый Йехуда ал-Харизи (Толедо, 1165- Дамаск, 1225) является одной из самых ярких личностей еврейского Средневековья, привлекающей внимание исследователей уникальным даже для своего времени творчеством «на перекрестке» арабской и еврейской культур. Пожалуй, не найти другого средневекового автора, который в такой же мере, как ал-Харизи, участвовал и в еврейском, и в арабском литературном процессе. До нас дошло несколько макам и поэтических произведений, написанных им на арабском языке для арабских читателей, а также его биография, составленная арабским историком XIII века. Совершенное владение как еврейским, так и арабским красноречием позволило ал-Харизи стать ключевой фигурой в диалоге двух литературных традиций, в том числе посредством переводов и переложений. Перу ал-Харизи принадлежат переводы с арабского на иврит философских и галахических сочинений Маймонида, философских трактатов Хунайна ибн Исхака и Ибн Рудвана, а также первое в своем роде переложение на иврит арабской художественной литературы – сборника плутовских новелл (макам) ал-Харири, в переводе получившего название «Махберот Итиэль». Наиболее известным сочинением ал-Харизи на иврите является сборник макам «Тахкемони», на протяжении многих столетий пользовавшийся популярностью среди читателей и заслуженно считающийся шедевром средневековой еврейской художественной литературы. 

В рамках мини-курса историко-литературный обзор творчества Ал-Харизи будет сочетаться с чтением и разбором текстов. Часть текстов предназначена для самостоятельного изучения (знание иврита желательно, но не обязательно).

Силлабус С. Парижского

 

Максим Гаммал Еврейская традиционная община: единство в многообразии

Основная задача мини-курса – познакомить слушателей с избранными темами по истории еврейских общин в период Позднего Средневековья и Раннего Нового времени. История еврейской автономии является темой, которая в наименьшей степени поддается классификации. Так, существование традиционной еврейской общины протекало между двумя полюсами: с одной стороны, многие стороны жизни еврейской общности определялись окружающим миром, властными структурами страны; с другой стороны, именно в рамках этой структуры протекала социальная и духовная жизнь евреев, обладавшая своей, во многом не зависящей от внешних факторов, динамикой развития.  Такая сложная комбинация внешних и внутренних векторов в жизни еврейской автономии делает историю каждой отдельной еврейской общины или общин того или иного исторически сложившегося региона расселения уникальной.

Силлабус М. Гаммала

 

Галина Зеленина Сефарды и власть

Отношение евреев к власти и политике — тема, часто дебатируемая в рамках научного и публицистического дискурсе. При этом, склоняясь к таким оценкам этого отношения, как «изоляция», «дистанцирование», «пренебрежение», авторы, как правило, опираются на ашкеназский опыт и игнорируют сефардскую историю.

Мы же, на материале сефардских источников, по возможности, проводя ашкеназские параллели, рассмотрим такие аспекты темы «евреи и власть», как:

  • отношение евреев к стране, в которой они живут, ее закону и носителю верховной власти
  • фигура придворного еврея – посредника между общиной и властью, отношение к нему со стороны власти и со стороны общины, хронологическая динамика этого отношения
  • механизмы вхождения в элиту и — функционального или символического — приближения к власти

Силлабус Г. Зелениной

 

Израиль: диалог культур – диалог внутри культур


 Александр Львов Русские иудействующие в истории государства Израиль

Мини-курс посвящен проблемам, связанным с оценкой роли русских иудействующих (субботников) в истории и современной жизни государства Израиль. Например, присутствие субботников в первой и второй алие лишь недавно было замечено исследователями как один из важнейших факторов в становлении еврейских сельскохозяйственных поселений. Отсутствие собственной политической элиты, характерное для субботников, превращает эту группу в своего рода «безмолвствующее меньшинство», лишенное возможности публично заявить о себе и своем вкладе в строительство еврейского государства. Мы попытаемся, используя антропологические методы, реконструировать позицию этой «безмолвствующей» группы и тем самым дать ей возможность повлиять на наше понимание истории государства Израиль и его современных проблем.

Силлабус А. Львова

 

Михаил Пелливерт Глобализация, мультикультурализм, постсионизм: вызовы XXI века

Последние два десятилетия ознаменовались серьезными социологическими сдвигами в структуре израильского общества. С одной стороны речь идет о влиянии процессов глобализации, так или иначе затрагивающих любое государство. С другой стороны, само израильское общество продолжает формироваться на основах мультикультурализма, предполагающих достаточно высокий уровень терпимости к «другому» и «отличному». Космополитизация и глобализация потребительской сферы и экономической взаимозависимости не обошла и «идеологию» – определенные круги, часто академические, предложили взглянуть на израильские реалии именно в «постсионистских очках». 

Я предлагаю рассматривать явление постсионизма как именно продукт указанных выше процессов. Вне зависимости от отношения к самому подходу, к его состоятельности и искренности, знакомство с ним представляется важным для понимания политических реалий современного Израиля. Мы познакомимся с предпосылками и атмосферой, позволившим «постсионизму» заявить о себе как о «последней попытке спасти сионистский проект», рассмотрим его перспективы и зададим теоретические вопросы, непосредственно касающиеся его восприятия в современном израильском обществе.

Силлабус М. Пелливерта

Материалы к курсу

 

Зеэв Ханин Современная израильская диаспора: общественная полемика и социально-культурный портрет

Нынешний период истории Израиля ознаменовался кризисом идеологии и практики «плавильного котла» и окончательным утверждением в израильском обществе норм и принципов многокультурности. Это, в свою очередь, привело к формированию или укреплению многообразных типов и моделей израильской идентичности. Причем, эти модели зачастую передаются не только через поколения, но и в ряде случаев сохраняются – надолго или навсегда, у многих из тех их носителей, которые в разное время эмигрировали из страны.

 Отношение израильского общества и его интеллектуальной и политической элиты к этой эмиграции эволюционировала от однозначного негативизма первых десятилетий до намного более амбивалентного отношения к ней в современную эпоху "потмодернизма" и глобализма, включая готовность принять и понять мотивы тех, кто решил попытать счастья за рубежом. В любом случае, эмиграция, особенно еврейская, из Израиля на протяжении многих десятилетий была – и остается – одной из наиболее неоднозначных тем, обсуждаемых в контексте научного изучения самобытной израильской идентичности и публицистической полемики о ней.

Силлабус З. Ханина


СКАЧАТЬ АНКЕТУ УЧАСТНИКА

Анкета участника – 2012

Пожалуйста, заполните ВСЕ пункты анкеты. Если Вы уже не раз заполняли эту анкету в 2010-2011 г. заполните ее все равноJ, но укажите, в какой графе произошли изменения (если произошли).

 

Фамилия Имя Отчество

 Год, месяц, день  рождения

 Домашний адрес с индексом (для граждан СНГ  – обязательно в соответствии с общегражданским паспортом)

 Паспорт (внутренний) серия                     номер                         выдан          когда                 кем

 ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика)

 Пенсионное страховое свидетельство

 Контактные телефоны (с кодом населенного пункта)

 Электронная почта

 Место учебы /Факультет (специальность)/Курс или год аспирантуры

 Сфера научных интересов

 Публикации (если есть)

 В каких мероприятиях Центра “Сэфер” за 2007-2011 гг. Вы принимали участие (нужное выделить жирным шрифтом):

 

2007 год

2008

2009

2010

2011

Зимняя школа

Зимняя школа в Москве

Зимняя школа в Москве

Зимняя школа в Москве

Зимняя школа в Москве

12 Конференция

13 Конференция

14

Конференция

15 Конференция

16 Конференция

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Московская летняя школа

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Эшнав

Житомир

Казань

Румыния

Чехия/Словакия

Школа в Бухаре

Черновцы

Ужгород

Ивано-Франковск

Ивано-Франковск

Школа в Ростове-на-Дону

Могилев-Подольский

Бершадь

 

 

Школа в Черновцах

Белоруссия

Молдавия

Ростов

 

Школа в Бельцах

Тамань

Польша

 

 

Школа в Волгограде

Польша

Невель

 

 

 

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

Лекторское бюро

 

 

Знание языков

Англ.

Иврит

Арамейск.

Арабск.

Идиш

Греческ.

а) начальный уровень

 

 

 

 

 

 

б) со словарем

 

 

 

 

 

 

в) владею свободно

 

 

 

 

 

 

На Московской зимней школе я хотел/а бы прослушать курсы (укажите фамилию преподавателя в порядке предпочтения внутри каждой учебной пары):

1-я пара:   1 приоритет

                  2 приоритет

2-я пара:   1 приоритет

                  2 приоритет

3-я пара:   1 приоритет

                  2 приоритет

              

 Относятся ли выбранные Вами курсы  к сфере Ваших научных интересов?

1)Если ответ «да», то напишите об этом подробнее.

2)Если ответ «нет», то объясните причину выбора этих курсов

Какие книги, статьи Вы читали по теме выбранных Вами курсов (просим указывать имя автора и название книг/статей)?

Принимаете ли Вы на себя обязательство прочесть всю доступную Вам рекомендованную преподавателями зимней школы литературу, чтобы подготовиться заранее к лекциям на школе (вся литература по темам курсов дана на сайте в разделе силлабусов)?

Ваши предложения по организации работы школ по иудаике

Откуда Вы узнали о Зимней школе?


Возврат к списку