Наши новости

01.06.2013

Летние программы 2013

 

Дорогие друзья,

 Приглашаем вас принять участие в летних программах 2013 года!

 

Наши программы организованы в сотрудничестве с Центром Чейза (Еврейский университет в Иерусалиме) и при поддержке благотворительных фондов: AVI CHAI, Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), UJA Federation of NY, РЕК, РОДЕУ, JDC, JAFI и других фондов.

 Мы рады сообщить, что 7-12 июля 2013 г. Центр Сэфер проводит ХVIII Международную молодежную конференцию и летнюю стационарную школу по иудаике в Москве!

 Для участия в конференции (7 июля) приглашаются студенты, аспиранты и молодые ученые (до 35 лет включительно), занимающиеся исследованиями в различных областях еврейской истории, культуры и цивилизации. Предполагается работа секций, посвященных библеистике и семитологии, еврейской мысли, еврейской истории, этнокультурным контактам, израилеведению, еврейской литературе, искусству и музыке, социологии и психологии и др.

Мы приглашаем студентов, аспирантов и молодых исследователей присылать тезисы на конференцию, а преподавателей просим передать эту информацию своим студентам и аспирантам и рекомендовать им принять участие в конференции. Участие в конференции и в стационарной школе является необходимым условием, позволяющим также претендовать - на конкурсной основе - на месячную стажировку в Еврейском университете Иерусалима (программа «Эшнав-2014», включающая индивидуальные занятия с научным руководителем из числа ведущих израильских специалистов, работу в библиотеках, ознакомительные экскурсии по стране). Более подробную информацию о программе «Эшнав» Вы найдете на нашем сайте.

Регламент выступления на конференции – 15 минут.

Заявка на участие в конференции включает в себя заполненную анкету, аналогичную анкете на летнюю школу, тему доклада и тезисы объемом 0,5–1 стр. с краткой библиографией и указанием источников.

Заявки принимаются   до 20  мая  2013 г.

Лучшие доклады будут опубликованы в сборнике «Тирош. Труды по иудаике» в 2014 году. Подробная памятка  по  оформлению статьи для авторов сборника находится здесь.

 Летняя стационарная школа в Москве (7-12 июля) дает возможность студентам и аспирантам государственных и негосударственных вузов прослушать курсы  лекций по истории еврейской диаспоры и иудаизма в древности и эпохе Второго Храма, еврейскому национализму и национальному движению, исторической памяти и мемуаристике, еврейской мысли, еврейскому искусству, экономической деятельности евреев в разные эпохи. Лекции будут читать ведущие специалисты из Израиля и России. С лекционной программой школы вы можете ознакомиться  ниже на странице.

На школе предполагаются также пленарные лекции, мастер-классы, интеллектуальные игры, демонстрация фильмов и море общения с интересными людьми. Предпочтение при отборе слушателей школы будет оказано участникам XVIII Международной молодежной конференции по иудаике.

В анкете-заявке на Московскую школу по иудаике следует указать: какие из курсов Вы хотели бы прослушать на школе, расположив их в порядке предпочтения (каждый участник имеет возможность прослушать 3 курса из 15 (всего 3 пары в день), в анкете необходимо указать 6 из 15 спецкурсов, по 2 из 5 предложенных внутри каждой учебной пары в порядке приоритета. Запись на каждый из курсов будет производиться на конкурсной основе в зависимости от числа поданных заявок и соответствия претендента указанным в аннотациях курсов требованиям.

 

Полевые школы по иудаике:

 

5-12 августа Полевая школа-экспедиция в Литве (Биржай)  

Биржай - одна из столиц Великого Княжества Литовского, с традиционной для столичного города топографией: замок семейства Радзивиллов, владельцев Биржая с 1455 г. до начала XIX в., еврейское местечко за стенами замка. Со второй половины XVI в. Биржай становится многоконфессиональным: здесь вместе жили католики, протестанты, караимы, евреи, старообрядцы. По преданию, караимы и евреи ходили в одну синагогу и имели общее кладбище. Биржайское еврейское кладбище относится к крупнейшим в Литве (около 1000 мацев), наиболее ранние захоронения датируются  началом XVII в.

Участники этнографического потока школы будут собирать фольклорно-этнографический материал (устная история, этнокультурные стереотипы, мифология и повседневность), участники эпиграфического потока будут заниматься описанием еврейского кладбища (надгробия, расшифровка и каталогизация эпитафий).

Кроме того, планируются лекции по истории и культуре литовского еврейства,  ежевечерние семинары. 

Результаты исследований предполагается опубликовать в сборнике материалов по истории евреев Биржая, включающем каталог еврейского кладбища.

Мы приглашаем на эту школу в первую очередь тех, кто уже занимается полевыми исследованиями (антропологией, этнографией, эпиграфикой, фольклористикой, устной историей и проч.).

Для членов «этнографического» отряда приветствуется использование собственной техники (фотоаппаратов, видеокамер), желательно знание литовского языка, обязательно наличие диктофона и ноутбука.

Для членов «эпиграфического» отряда обязательным является умение читать на иврите, желательно наличие фотоаппарата и ноутбука.

 Скачать анкету


11-18 августа   Экскурсионная школа в Австро-Венгрии (Вена-Будапешт)

Вена, Будапешт, евреи: модерность, модерн, модернизм

 

Две замечательные центральноевропейские метрополии – Вена и Будапешт - 100 лет назад были двумя столицами несуществующей ныне огромной империи – Австро-Венгрии. Строительство этих столиц, расцвет культуры, науки, интеллектуальной жизни, венский и будапештский модерн – немыслимы без активного участия евреев.

Задачей нашей экскурсионной школы является исследование яркого и сложного феномена – «еврейства Австро-Венгрии» рубежа XIX–XX веков. Мы посетим синагоги, кладбища, еврейские и нееврейские музеи, прослушаем лекции и примем участие в семинарах, которые помогут нам ответить на следующие вопросы:

·         Что это такое – еврейство «Австро-Венгрии»?

·         Как евреи жили в Вене и Будапеште? Как они влияли на жизнь этих городов, и как она влияла на них?

·         Каковы результаты встречи «австро-венгерского» еврейства с модерностью?

·         Еврейский облик модернизма в Вене и Будапеште – что это такое? Как уживалась модерность и традиционность в жизни евреев Австро- Венгрии?

 

Начало экскурсионной школы: 11 августа в Вене,

завершение – 18 августа в Будапеште.

Участники школы самостоятельно приобретают проездные билеты, визу, медицинскую страховку.

Предварительная стоимость участия в школе 500 евро (в стоимость включено: проживание bed&breakfast в 2-3-местных номерах, автобусный экскурсионный тур Вена-Братислава-Будапешт, образовательная и экскурсионная программа, вход в синагоги и музеи по программе).

 Подробные программы школ и экспедиций будут опубликованы здесь на нашем сайте www.sefer.ru. Желающие принять в них участие должны заполнить Анкету участника и обосновать необходимость своего участия в конкретной школе.

  Обращаем Ваше внимание на то, что участники конференции и летних школ в Москве и Биржае обеспечиваются проживанием, питанием, образовательной и культурной программой, а школа в Австро-Венгрии является платной).

 Заявки на участие в Конференции и летних школах (скачать анкету) принимаются до 20  мая  2013 г.  по электронной почте по адресу students@sefer.ru. Требуйте подтверждения получения Вашего письма.

 Сообщения о результатах конкурсного отбора будут разосланы до 1 июня 2013г. Если Вы не получите до 1 июня ни приглашения, ни отказа, обращайтесь в Центр «Сэфер».

 Будем рады видеть вас на наших летних программах по иудаике! Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

      

 

С уважением, Оргкомитет.


 


             Программы для старшеклассников и творческой молодежи

(в рамках сообщества «Самбатион»):

в сотрудничестве с Еврейским Агентством «Сохнут»,

при поддержке Genesis Philanthropy Group, Claims Conference, Российского Еврейского Конгресса

 


Подробную информацию по всем проектам  вы сможете найти на сайте «Самбатиона»www.sambation.net, в ФБ: http://www.facebook.com/groups/sambation/

В Контакте:http://vk.com/feed#/sambat и в ЖЖ: http://sambation.livejournal.com/



Школа по иудаике на Урале и в Западной Сибири

Челябинск (20 июня) – Тюмень (21-23 июня) – Екатеринбург (24 июня)

Тематика Школы включает изучение еврейской истории, философии, антропологии. Особое внимание уделяется истории и культуре евреев Урала и Западной Сибири в общем историко-культурном контексте. Главная задача школы – это формирование молодёжного академического сообщества, работа которого была бы направлена на глубокое изучение истории и культуры еврейских общин на Урале и в Западной Сибири. Хотя Урал превратился в существенный регион еврейской истории сравнительно недавно, в последние века его роль оказалась весьма значительной, особенно середине 20-го века, когда сюда приехали в эвакуацию тысячи евреев из Белоруссии и Украины. Подробная информация о Школе содержится на сайте Самбатиона www.sambation.net и в группе

В контакте: http://vk.com/feed#/event52192176

 

Школа по хасидизму «Бердичев-Меджибож»

26 июня–1 июля 2013

Если вы интересуетесь историей хасидизма, хотели бы углубиться в чтение хасидских текстов, попробовать себя в качестве исследователей, пожить в хасидской атмосфере в местах, где хасидизм возник, мы приглашаем вас принять участие в Школе «Меджибож-Бердичев» по хасидизму!В Школе могут участвовать люди разного возраста, от старшеклассников до молодых ученых. Для знающих иврит будет специальный поток. Школа включает поездки по местечкам и миниконференцию в Меджибоже. Среди преподавателей Школы ученые из университета им. Бар-Илана (Израиль).  Подробная информация о Школе содержится на сайте Самбатиона www.sambation.net

 

Академический творческий лагерь Самбатион-8 “Новый Ренессанс”

В горах Кавказа. Грузия, 15-27 августа 2013

 

В Грузии сохранились наиболее древние еврейские памятники за пределами Земли Израиля, грузинские евреи гордятся тем, что в этой стране никогда не было антисемитизма. Горы Кавказа уже с древних времен считаются особым пространством, полным тайн и загадок! Здесь  был прикован Прометей, подаривший людям огонь, сюда за Золотым Руном  плавали Аргонавты. Согласно многочисленным фольклорным и литературным источникам, именно горы Кавказа являются наиболее вероятным  местом пребывания десяти потерянных колен.

 

Основной темой Самбатиона-8 является Новый Ренессанс.

Сейчас в начале 21 века мы хотим вернуться назад в эпоху Возрождения, попробовать пережить новое открытие древности и современности, еврейской и мировой культуры. Наш лагерь будет представлять коммуну, но не в современном, а в ренессансном смысле – сообщество ученых и философов, художников и поэтов, мистиков и рационалистов. Четыре группы Самбатиона будут объединять пространственные и временные аспекты поиска: Аргонавты (философия, искусства и науки),Мистики и каббалисты, Искатели современности (модернисты), Искатели Золотого Века (традиционалисты-постмодернисты). В лагере будут работать художественные, литературные, музыкальные и кинематографические студии. По итогам состоится фестиваль в Тбилиси.

 

Подробную информацию вы сможете найти на сайте «Самбатиона» (www.sambation.net)

 

 



ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ИУДАИКЕ в МОСКВЕ

(7-12 июля 2013 г.)

Необходимо выбрать по 2 приоритета внутри каждой пары.

 

Тематический поток

1-я пара

(параллельно в 5 потоках)

2-я пара

(параллельно в 5 потоках)

3-я пара

(параллельно в 5 потоках)

 

Евреи и иудаизм в древности и в эпоху Второго Храма

 

Сергей Тищенко

 

Культ предков в древнем Израиле как элемент семейной религии

 

 

Михаил Туваль

 

Еврейская Диаспора в Деяниях Апостолов и посланиях апостола Павла

 

Дмитрий Браткин

 

Иудаизм Второго храма как одна из религий эллинистически-римского мира

 

 

История и историческая память. Национализм

 

 Семен Гольдин

 

Национализм и национальные движения: теория и практика (еврейский контекст)

 

Валерий Дымшиц

 

Еврейский мир в мемуарах

 

Виктория Мочалова

 

История и историческая память в зеркале литературы (еврейские хроники, дневники, мемуары, биографии в Восточной Европе XVII-XVIII в.)

 

 

 

Евреи в экономике

 

Максим Гаммал

 

Евреи и экономика в раннее Новое время на примере экономической истории еврейских общин Польши-Литвы и Османской империи

 

Илья Баркусский

 

Евреи в экономике Российской империи: продуктивно или непродуктивно?

 

 

 

 

Дмитрий Марьясис

 

Евреи в экономике. Современный Израиль

 

 

Еврейская мысль

 

 

Михаил Вогман

 

Античные «ответы Иову»

 

 

Софья  Копелян

 

Библия как философское произведение:

рационалистическая экзегеза Леви бен Гершома

 

Анна Ямпольская

 

Эмманюэль Левинас – интерпретатор Талмуда

 

 

 

Еврейское искусство

 

Гилель Казовский

 

Универсальное и национальное в еврейской художественной культуре в эпоху модернизации

 

 

Велвл Чернин

 

Галутные корни культуры современного Израиля

 

 

Пахомова Светлана

 

«Европа в изгнании» – еврейское кино по обе стороны океана

 

 

Евреи и иудаизм в древности и в эпоху Второго Храма

 

Сергей Тищенко Культ предков в древнем Израиле как элемент семейной религии

Почитание предков относится к области домашней или семейной религии (иногда именуемой «народной религией»), которую в современных исследованиях отличают от официальной (государственной) религии и соответственно от официально распространяемой идеологии (например, девтерономической).

В библейских текстах сохранилось немало упоминаний о ритуалах, выполнявшихся во имя умерших родственников, о траурных обрядах, о вопрошании умерших по поводу будущих событий посредством медиума и т.д. Как правило, этим ритуалам дается негативная оценка и подробно они не описываются. Можно ли на основе таких фрагментарных сведений восстановить более или менее полную, осмысленную картину семейного культа предков? Тщательное филологическое исследование библейских текстов с учетом современного знания других древних семитских языков и культур, с использованием археологических артефактов, эпиграфики и иконографических данных и т.п. позволяет с восстановить с высокой достоверностью отдельные участки этой картины. На занятиях мы попытаемся воссоздать или повторить (вслед за учеными) какие-то элементы этого процесса и, возможно, узнать что-то новое о некоторых словах и текстах. 

Силлабус курса С. Тищенко

 

Михаил Туваль Еврейская Диаспора в Деяниях Апостолов и посланиях апостола Павла

Исследователи Нового Завета рутинно используют свидетельства о древнем иудаизме для того, чтобы воссоздать контекст деятельности и мышления Иисуса из Назарета и его первых последователей. Другими словами, в рамках такого подхода, изучение иудаизма служит основой для понимания возникновения и развития раннего христианства. На нашем курсе, мы сделаем наоборот – мы будем рассматривать Деяния Апостолов и аутентичные послания ап. Павла как источник для изучения иудаизма Диаспоры в период Второго Храма. Мы сосредоточим наше внимание на двух вопросах: во-первых, мы попытаемся выяснить, какую информацию об истории и культуре древнееврейской Диаспоры можно почерпнуть из вышеупомянутых новозаветных сочинений. Во-вторых, мы рассмотрим различные аспекты в посланиях Павла и попытаемся выделить те из них, которые характерны для евреев Диаспоры периода Второго Храма. Мы также рискнем идентифицировать идеи, о которых литература Диаспоры умалчивает, но которые, по всей видимости, также являются диаспоральными.

Силлабус курса М. Туваля

 

Дмитрий Браткин Иудаизм Второго храма как одна из религий эллинистически-римского мира

Цель настоящего курса - определить место, которое занимал иудаизм Второго Храма в ряду других религий греко-римского мира с точки зрения последнего. Мы постараемся проследить, в чем римское восприятие иудаизма совпадало с восприятием других провинциальных культов и этнорелигиозных традиций, в чем различалось и как это могло влиять на представления образованных классов римского общества на иудаизм в его различных проявлениях. 

Силлабус курса Д. Браткина

 

 

История и историческая память. Национализм

 

Семен Гольдин Национализм и национальные движения: теория и практика (еврейский контекст)

Курс ставит перед собой две задачи. С одной стороны, он посвящен анализу сегодняшних теорий национализма и национальных движений,  научных дискуссий и споров о месте национального в современного мире. С другой – курс попытается рассмотреть в этом теоретическом контексте еврейский национальный "случай", сравнивая его с другими национальными движениями. Занятия предполагается проводить как семинар, чтение обязательной литературы к занятиям действительно обязательно.

Силлабус курса С. Гольдина

 

Валерий Дымшиц Еврейский мир в мемуарах

Курс предполагает комментированное чтение и обсуждение еврейских мемуаров XIX – XX вв. с двух взаимодополнительных точек зрения: как исторического источника и как литературных памятников определенного жанра.

Воспоминания, мемуары и беллетризованные мемуары появляются еврейской литературе тогда, когда она уже в целом сложилась. «Техники» вспоминания во многом зависят от тем и стилей «разрешенных» художественной литературой. Именно под таким углом зрения следует рассматривать мемуарные произведения. Только понимание их зависимости от литературной традиции позволяет вычленить в мемуарах документальное начало и использовать их как исторический источник.

В тоже время необычайно быстрая смена культурного и социального контекстов делает еврейского мемуариста чрезвычайно подробным. Это позволяет относиться к мемуарам (после выработки специальной техники их прочтения) как очень ценному историческому и этнографическому источнику.

Силлабус курса В. Дымшиц

 

Виктория Мочалова История и историческая память в зеркале литературы (еврейские хроники, дневники, мемуары, биографии в Восточной Европе XVII-XVIII в.)

Курс посвящен отражению в литературных текстах разных жанров еврейской жизни в восточноевропейском регионе во времена, отмеченные кризисами, драматическими конфликтами и противоречиями как вне, так и внутри еврейского мира (восстание под руководством Хмельницкого, распространение саббатианства и франкизма) и переломными для еврейской истории явлениями (возникновение хасидизма, Хаскала и «разрушение оград», конфликт поколений). В письмах, посвящениях, полемических сочинениях, хрониках, дневниках, мемуарах, художественных текстах бытописательского направления не только ярко запечатлелось многообразие еврейской жизни этой эпохи, но и возникла заметная личностная перспектива восприятия истории – через призму индивидуальной судьбы, с субъективной точки зрения непосредственного участника, свидетеля описываемых событий. 

Многообразие источников позволяет объемно представить богатый спектр отражений повседневности, семейных, экономических, внутриобщинных и межэтнических отношений, исторически меняющихся моделей поведения и сознания.

Предполагается чтение и анализ фрагментов рассматриваемых текстов (в русских переводах).

Силлабус курса В. Мочаловой

Евреи в экономике

 

Максим Гаммал Евреи и экономика в раннее Новое время на примере экономической истории еврейских общин Польши-Литвы и Османской империи

Настоящий курс посвящен экономике традиционного еврейского общества рубежа эпох. Мы будем говорить об экономике с исторической точки зрения. Учитывая краткость курса, данная тема будет рассмотрена на примере двух крупнейших еврейских общин этого периода: Речи Посполитой и Османской империи. Так, численность и характер расселения евреев в этих странах (высокая концентрация в отдельных географических регионах), их правовое положение определили специфику вклада евреев в экономики этих стран. Однако, экономическая жизнь евреев не ограничивалась только лишь степенью включенности евреев в экономику страны проживания, в обеих общинах существовала и «еврейская» экономика, т.е. экономическая деятельность, направленная на удовлетворение  специфических нужд самого еврейского населения. Отношения между этими областями экономической деятельности евреев носили взаимозависимый характер.

Силлабус курса М. Гаммала

 

Илья Баркусский Евреи в экономике Российской империи: продуктивно или непродуктивно?

Вопрос о «продуктивности» и «непродуктивности» тех профессиональных занятий, которыми жили евреи в Европе, широко дискутировался в эпоху Просвещения. В России эта дискуссия прошла почти незаметно, вернее сказать, что здесь априори был признан верным тезис о непродуктивности еврейских профессий. Потому одной из центральных задач для решения еврейского вопроса было выбрано именно отвлечение евреев от их традиционных занятий. Одновременно и расширение правовой базы предусматривалось лишь для тех категорий, которые считались «полезными» для экономики страны. Для освещения вопроса о роли евреев в экономике России требуется понимание того какие профессии были для евреев характерны в разные эпохи и какими причинами это обуславливалось, в чем состояла политика российского правительства по отношению к евреям в плане включенности их в экономические процессы. И, наконец, какое значение имели евреи и их занятия для развития Западных губерний и страны в целом на протяжении XIX века. Об этом и пойдет речь в предлагаемом цикле занятий.

Силлабус курса И. Баркусского

 

Дмитрий Марьясис Евреи в экономике. Современный Израиль.

За каких-то 65 лет Израиль превратился из экономически отсталой страны, с трудом сводившей концы с концами, в мирового лидера сектора высоких технологий, члена клуба наиболее экономически развитых стран (ОЭСР).

С чего всё начиналось? Как  это произошло? Чему можно научиться на примере Израиля? Какие опасности грозят стране сегодня? На эти и другие вопросы мы поищем ответы на этом мини-курсе.

Условия участия: Этот курс читается впервые. Для участия желательно иметь минимальные знания по экономике.

Силлабус курса Д. Марьясиса

 

Еврейская мысль

 

Михаил Вогман Античные «ответы Иову»

Книга Иова – самая, пожалуй, загадочная книга Танаха – самим своим существованием бросает вызов своим еврейским читателям. И по сей день смысл и замысел этой книги остаются покрыты таким же мраком, как и основные поставленные ей вопросы – Отчего люди страдают? Справедлив ли Творец? Идёт ли Он на зов, а если идёт, то зачем?

В нашем мини-курсе мы рассмотрим различные способы реакции на книгу Иова на самых ранних этапах бытования еврейской традиции – в литературе Второго Храма с одной стороны, и в литературе Талмуда и мидрашей с другой. Мы попытаемся проследить, как читали и как понимали эту книгу еврейские мыслители Античности – как реагировали на её вызов, как пытались сгладить её шероховатости, и как, в итоге, выражали собственное переживание бессмысленного страдания.

От слушателей курса ожидается знакомство с текстом книги Иова и основами истории еврейской литературы.

Силлабус курса М. Вогмана

 

Софья Копелян Библия как философское произведение: рационалистическая экзегеза Леви бен Гершома

Курс посвящен философской интерпретации Танаха в работах Леви бен Гершома (Ральбаг, Герсонид, Лео де-Баноль; 1288-1344) – мыслителя, который по праву считается одним из ярчайших представителей еврейской средневековой перипатетики.

В своих комментариях Леви бен Гершом последовательно проводит принцип, согласно которому философия – это пшат, т.е. буквальный смысл Священного Писания, и всякое библейское повествование имеет рациональное, т.е. научное или этическое содержание. Во введении к трактату «Войны Господа» Ральбаг формулирует свое герменевтическое «кредо» следующим образом: «Если философское исследование этих вопросов приведет нас к видимому противоречию с буквальным смыслом Торы, Тора не станет для нас препятствием в утверждении истины. Ибо в действительности разум не противоречит Торе, и Тора не является законом, заставляющим нас принимать ложь на веру». В ходе курса на примере ряда источников планируется изучить, как философ реализует заявленный принцип в экзегетической практике.

Силлабус курса С. Копелян

 

Анна Ямпольская Эмманюэль Левинас – интерпретатор Талмуда

Эмманюэль Левинас, один из важнейших философов XX века, родился на территории Российской империи, в Ковно, в еврейской русскоязычной семье. Своим интересом к философии он обязан влиянию классической русской литературы, в первую очередь – Достоевского. Ученик Гуссерля и Хайдеггера, он выбрал в качестве своей второй родины Францию, соединив в своих работах немецкую глубину, французскую отточенность и российскую принципиальность.  Он писал о Боге, но отказывался определять себя как теолога или конфессионального автора.  Соблюдающий еврей, он стал любимым автором Иоанна Павла II. Его ранние философские работы, написанные в немецком лагере для  военнопленных, восхищали Вацлава Гавела точностью описаний тюремного опыта. Маргинал-одиночка в тридцатые-сороковые, не способный уловить моду и вращаться в  экзистенциалистских кругах, он сегодня рассматривается как одна из ключевых фигур французской культуры нашего времени.

В нашем курсе мы рассмотрим т.н. «конфессиональные», «еврейские» тексты Левинасы, а именно его «уроки по Талмуду». Хотя Левинас не получил систематического еврейского образования, его герменевтический метод, унаследованный им у его учителя, Мордехая Шушани, представляет собой значительный интерес. Основная идея этого метода заключается в том, чтобы «вынести за скобки» то, что «верующий, мистик или богослов» могут увидеть в тексте Талмуда, и сохранить исключительно общезначимое, философское содержание. Она основана на убеждении, что значение любого талмудического отрывка «не просто переложимо на язык философии, но связано с философскими проблемами». Опираясь на авторитет Шушани, Левинас утверждает, что «Библия касается только Израиля, его частной истории, а Талмуд – это мысль, выраженная в плане всеобщности». На примере четырех уроков – о мессианстве, о даровании Торы, о колдовстве и об именах Всевышнего – мы рассмотрим преимущества и ограничения, связанные с этой «универсалистской» трактовкой классических еврейских текстов.

Силлабус курса А. Ямпольской

 

 

Еврейское искусство

 

Гилель Казовский Универсальное и национальное в еврейской художественной культуре в эпоху модернизации

В цикле лекций будут рассмотрены основные направления развития еврейской художественной культуры второй половины 19 – первой четверти 20 века – искусства, театра и музыки – в процессе модернизации еврейской культуры в целом. Значительное внимание будет также уделено обзору  национальных художественных концепций и попыток их воплощения в различных видах еврейской художественной культуры в сравнительном контексте  аналогичных процессов этого времени у других народов и общих тенденций развития мировой культуры.

Под этим углом зрения последовательно будут рассмотрены творчество художников-евреев, главным образом,  выходцев из стран Восточной Европы и России, его трансформация от так называемой «еврейской темы» до попыток создания особого «современного еврейского искусства»; основные эпизоды истории еврейского театра – от почти фольклорных представлений на начальном этапе до радикальных модернистских сценических опытов в конце рассматриваемого периода, а также история еврейской музыки – преимущественно на примере деятельности композиторов, входивших в Общество еврейской народной музыки.

Силлабус курса Г. Казовского

 

Велвл Чернин Галутные корни культуры современного Израиля

Культура Государства Израиль обладает всеми чертами национального государства современного типа. Неразрывная связь между народом Израиля и страной Израиля является одной из центральных идей израильского национального нарратива. Постоянное акцентирование внимания на это теме словно подчеркивает, что эта связь не есть нечто само собой разумеющееся и не нуждающееся в дополнительных объяснениях. Предлагаемый курс посвящен галутным (сформировавшимся в Диаспоре) основам культуры современной израильской культуры. 

Силлабус курса В. Чернина

 

Светлана Пахомова  «Европа в изгнании» – еврейское кино по обе стороны океана

Экспресс-курс по основным событиям и тенденциям представления еврейской тематики на экранах Европы и Америки с момента появления кинематографа и до наших дней.

Где провести разделительную линию между еврейским кино и евреями в кино? Как советский экран обходился с еврейской тематикой, и как отношение к ней менялось с течением времени? Действительно ли евреи изобрели Голливуд? И почему израильские картины часто обвиняют в антисемитизме? Эти и многие другие вопросы станут предметом рассмотрения, совместного просмотра и обсуждения в рамках нашего курса.

Особое внимание будет уделено российскому и советскому опыту представления на экране еврейских персонажей и внутренней жизни еврейства; феномену «польского Голливуда» - короткому расцвету идишского кинематографа в довоенной Польше; активному и деятельному участию евреев в создании и формировании голливудской системы кинопроизводства, а также израильскому кинематографу, который далеко не всегда можно назвать еврейским.

Силлабус курса С. Пахомовой

Возврат к списку