Наши новости

21.10.2014

Рога Моисея и рога дьявола

Объявляем набор на курс Михаила Майзульса (РГГУ) "Рога Моисея и рога дьявола: евреи в средневековой христианской иконографии".
На известной миниатюре из энциклопедии «Сад утех» аббатисы Геррады Ландсбергской (XII в.) бесы кидают в огромный котел иудеев в карикатурных остроконечных шапках, и их колпаки перекликаются с острыми языками пламени и огненными хохлами самих демонов.
Богоубийцы, слуги дьявола, родня Антихриста, жадные ростовщики, отравители колодцев… Католическая иконография активно демонизирует – древних и современных – евреев, которые, как повторяют тысячи средневековых текстов, отказались признать Христа мессией, предали его на смерть и обрекли себя на проклятие. Она изобилует образами жестоких, уродливых, жадных и похожих на бесов иудеев, которые истязают и насмехаются над Христом, пытают и убивают мучеников, приносят в жертву христианских младенцев, отворачиваются, чтобы не видеть свет христианской истины, бегут из христианских королевств или, уже в мире ином, сами мучаются в преисподней, в руках дьявола, которому служили на этом свете. Многие изображения подчеркивают их внешнее сходство с демонами и сознательно дегуманизируют их, представляя утрированно уродливыми или похожими на как полу-зверей. 

Жития святых, тексты проповедей и анти-иудейские трактаты полны историями не только о том, как евреи обличают и атакуют образы Богоматери или фигуры святых, но и о том, как они прибегают к их помощи и убеждаются в их чудотворной силе. Соответственно, чтобы лучше понять роль евреев в христианской иконографии, нам предстоит выйти за ее пределы и обсудить книжные сюжеты и исторически зафиксированные казусы, где евреи сталкивались с христианскими образами и взаимодействовали с ними.
В ходе семинаров мы остановимся на нескольких проблемах: 
1. Слуги дьявола: как устроена визуальная демонизация и как конструируется образ врага. 
2. Еврейские знаки (шапки, нашивки на одежде, особый костюм): где в искусстве Средневековья проходит граница между иконографическими конвенциями и «этнографическим» реализмом? 
3. Запад и Восток: евреи в католической и православной иконографии – в чем смысл различий? 
4. Евреи и христианские «идолы»: богохульство, иконоборчество и магия. Трудное соседство: христианские образы и конфликты вокруг них в средневековом городе. 

Чтобы записаться, необходимо заполнить анкету:http://goo.gl/forms/jF4TI8MWHd
Занятия будут проходить 4, 11, 18, 25 декабря в 21.00 по московскому времени.

Возврат к списку